Фасадные и надвратные иконы – это лицо храма
Статья опубликована в журнале "Церковный Благоукраситель" Итоги года 2016 http://xn--80ahid3bglc.xn--p1ai/2016/12/27/itogi-2016-goda/#prettyPhoto[rel-673091943]/27/
Беседа с руководителем мастерской Fotodecolle Сергеем Влезько
Вы давно работаете с керамикой?
– Да. Но освоение православной тематики стало для нашей мастерской главным итогом 2016 года. Керамика – одна из самых древних технологий, в которых создавались иконы, – во всяком случае, именно керамические образа дошли до наших дней – полагаю, благодаря своей прочности. Обожженная глина не выцветает и не выгорает, не трескается от холода, не разбухает от влаги.
– Расскажите о применяемой вами технологии работы.
– Мы сотрудничаем с иконописными мастерскими: «Палехский Иконостас» и мастерской Екатерины Ильинской. Заказываем у них икону, затем обрабатываем изображение на компьютере, разбиваем на сектора, отпечатываем керамическими красками на специальной декольной бумаге и, по аналогии с переводными картинками, переносим на фарфор. Бумага растворяется, а краска остается на изделии. Применяемые нами натуральные керамические краски, как и пигменты для иконописи, изготовлены из минералов: зеленая – это малахит, синяя – кобальт, красная – красная владимирская глина. Изображение покрывается кремниевой краской – тугоплавким стеклом, получается очень прочное соединение. Каждое изделие на протяжении суток обжигается в печи. Мы работаем на итальянском оборудовании, которое позволяет делать изображения четкими и яркими. По желанию заказчика используем керамическое жидкое золото – сусальное золото, растворенное в кислоте. Им можно покрывать нимбы, фоны, детали иконных изображений.
– Почему создаваемые вами керамические иконы составлены из плиток, напоминающих пчелиные соты?
– Архитектура многих храмов подразумевает их украшение достаточно крупными фасадными иконами. Но фарфоровый пласт, который можно сделать в печи, имеет ограниченные размеры – примерно 30 на 40 см. Используя такие «соты», можно сделать икону или панно любого размера и формы. Мы сами льем фарфор, так что можем придать краевым плиткам любую форму, пока материал еще мягкий. Мотив пчелиных сот вызывает приятные ассоциации, может быть воспринят как символический: образ трудолюбивой пчелы встречается в святоотеческой письменности.
– Так что получается своеобразная мозаика?
– Да, это можно назвать аналогом мозаики. Дополнительно используя цветные затирки между плитками, мы добиваемся хорошего результата.
Стоимость наших панно – около 40 тыс. рублей за метр.
– Сколько времени создается икона?
– На создание фасадной иконы уходит около месяца.
– Вы выпускаете церковную и сувенирную продукцию?
– Да, в том числе по заказам храмов и монастырей, с их символикой и изображениями. Среди наших заказчиков многие храмы и монастыри. В отличие от шелкографии, наша технология позволяет выпускать любые тиражи изделий – хоть один экземпляр, обходится это недорого, поэтому мы не отказываемся и от небольших заказов. Кстати, у деколи есть преимущество перед шелкографией: изображение получается фотографического качества, высочайшего разрешения, без пикселей и тому подобного. Сейчас мы разрабатываем нательные образки на фарфоре – они нейтральны для кожи, не вызывают раздражения и аллергии. Также работаем над автомобильными иконками из фарфора – в отличие от пластиковых они не будут выгорать на солнце.
Беседовала Наталья Зубкова